Работа мозга человека | Рецепты отвары | Средства от всяких болезней - народная медицина

Народная медицина, народные средства от всяких болезней. Народное целительство, медицина не традиционная. Заговоры, оздоровительные практики, обряды. Молитвы, лекарственные травы, сны. Гадания, травник от болезней, советы. Лекарства, диеты.
Главная » Статьи » Рецепты отвары

Работа мозга человека


Работа мозга человека чрезвычайно сложна. На основе информации, полученной в каждый данный момент, мозг согласовывает, координирует работу всех органов и организует ответные действия организма. Поведение человека, его трудовая деятельность, его мысли и чувства — все это проявления непрерывной работы мозга.
    
Источник информации — раздражения. Они действуют на весьма чувствительные окончания афферентных волокон — рецепторы. Каждый из них преимущественно подвергается действию только определенных раздражителей. Так, рецепторы глаза доступны действию только светового луча; рецепторов органа слуха достигают только звуковые колебания и т. д. Мы видим, слышим, осязаем, обоняем, ощущаем положение тела в пространстве, нередко чувствуем нарушения нормальной работы какого-либо органа (тяжесть в желудке, боли в сердце, головокружение и т. д.). Все это — результат импульсов, поступающих в мозг по центростремительным нервным волокнам.
    
При некоторых заболеваниях нервной системы иногда нарушаются пути, по которым импульсы от кожи, мышц и суставов нижних конечностей поступают в спинной мозг. Человек, например, может двигать ногами, но он не чувствует, согнуты они или вытянуты. Потеря информации, а следовательно, и контроля со стороны мозга, делает невозможной правильную организацию двигательных актов.
    
Мозг состоит из миллиардов нервных клеток, или нейронов. Каждая клетка имеет один длинный отросток, по которому импульсы идут до другого нейрона или до работающего органа, например мышцы. Тело нервной клетки и остальные ее отростки, как правило, короткие и сильно ветвящиеся, служат для приема импульсов с других нейронов. Места, где импульсы переходят с одного нейрона на другой, называются синапсами.
    
Электронный микроскоп позволяет их увидеть: это утолщения, или бляшки, которыми оканчиваются разветвления нервного волокна. Они-то и соприкасаются с короткими отростками или телом другого нейрона. Одно и то же нервное волокно, разветвляясь, может подходить к нескольким нейронам, нередко расположенным далеко друг от друга. Вместе с тем на теле и коротких отростках нервной клетки могут заканчиваться разветвления большого количества нейронов.
    
Такое строение нашей нервной системы обеспечивает возможность распространения импульса по разным направлениям, в самые различные ее отделы. Однако в действительности этого не происходит. Импульсы, возникшие в одном из участков тела и достигшие центральной нервной системы, проходят только через некоторые нейроны, обусловливая вполне определенную ответную реакцию организма.
     
Диспетчер крупной железнодорожной станции, переключая стрелки, направляет проходящий поезд только по одному из многих возможных путей. Нечто подобное происходит и в организме: в каждый данный момент открыты только определенные пути, по которым могут пройти импульсы; остальные пути заблокированы.

Нервные волокна

     В нашем организме роль проводов выполняют нервные волокна — отростки нервных клеток, покрытые оболочкой. По ним со скоростью до 120 —160 метров в секунду бегут волны возбуждения, или нервные импульсы. Нервные волокна, подобно телефонным проводам, имеют изоляцию: оболочка, составляющая наружную часть волокна, не позволяет возбуждению распространяться на соседние волокна. Импульс бежит по волокну и не мешает другим волокнам передавать свои сигналы.
Работа мозга человека    
По одним нервным волокнам, которые принято называть афферентными, или центростремительными, импульсы бегут от всех частей тела к мозгу. По другим волокнам — эфферентным, или центробежным,— импульсы идут в обратном направлении — от мозга к различным органам. Такая двусторонняя связь со всеми участками организма позволяет мозгу получать информацию о том, что происходит вокруг нас и в нас самих, а также управлять всей нашей деятельностью.
    
Представьте себе огромное здание, к которому протянуто бесконечное множество телефонных проводов. По ним идут донесения отовсюду и обо всем происходящем в той или иной части страны. По внутренним телефонам они передаются с одного этажа здания на другой, объединяются, согласовываются. В ответ по другим телефонным проводам идут соответствующие приказы и распоряжения.

Импульсы бомбардируют нервные клетки

     Установлено, что импульс не может возникнуть в той клетке, которая находится в состоянии торможения. В организме нервные клетки постоянно как бы бомбардируются приходящими импульсами. От силы этой бомбардировки зависит состояние нервных клеток, их возбудимость и способность посылать ответные сигналы. Если поток приходящих импульсов очень мал, возбудимость клетки низка; нужно сильное раздражение, чтобы клетка начала посылать ответные импульсы. Предположим, что человек дотронулся до оголенного провода, по которому проходит электрический ток. Тотчас же к определенным клеткам его мозга побежали частые импульсы. Обычно первый импульс не достигает цели, он лишь повышает возбудимость этих нервных клеток. Но после двух или нескольких импульсов возбудимость настолько повышается, что клетки начинают посылать свои ответные импульсы. В результате не прошло и секунды, как человек отдернул руку.
Работа мозга человека    
Слишком длительный и однообразный, а также чрезмерно сильный поток импульсов снижает возбудимость нервных клеток, приводит их в состояние торможения: клетки резко возбуждены, но распространяющейся волны возбуждения, то есть импульса, в них не возникает. Такое запредельное торможение особенно легко возникает у людей со слабой нервной системой. Оно может быть вызвано неудачным экзаменом, ссорой в семье; человек чувствует себя подавленным, у него все валится из рук, тонус мышц понизился, он сгорбился и ходит «как в воду опущенный». Иногда запредельное торможение развивается под влиянием непривычной обстановки и незнакомых людей.
    
Значит ли это, что торможение — помеха делу? Конечно, нет. Торможение такой же постоянный и необходимый участник всякой деятельности, как и возбуждение. Именно торможение не позволяет возбуждению распространяться по всей нервной системе. Без торможения человек не смог бы совершить ни одного движения.
    
Обычно каждая скелетная мышца находится в состоянии некоторого тонуса или напряжения, которое поддерживается импульсами, поступающими из центральной нервной системы. При сгибании руки мышцы-сгибатели получают большее количество импульсов и сильней напрягаются, а мышцы-разгибатели перестают или почти перестают получать импульсы, а потому расслабляются и не препятствуют движению. Такое согласование реакций мышц-антагонистов обеспечивается одновременным возбуждением нервных клеток, волокна которых подходят к сгибателю, и торможением клеток, связанных с разгибателем.
    
Для согласованной, координированной деятельности необходимы оба процесса — и возбуждение, обеспечивающее передачу импульсов, и торможение, строго ограничивающее их распространение по центральной нервной системе.
    
Динамика и взаимодействие процессов возбуждения и торможения определяют всю деятельность нервной системы, включая и ее высший отдел — кору больших полушарий головного мозга. Следовательно, и поведение человека, его реакции на любые раздражения находятся в тесной зависимости от этих процессов. Появление в центральной нервной системе достаточно сильного очага возбуждения тотчас вызывает снижение возбудимости или торможение в определенных других ее участках. Сильный очаг возбуждения ведет к понижению возбудимости чуть ли не во всей центральной нервной системе.

Вдох — движение, вдох—внимание

     Мы уже встречались с этим явлением: торможение нервного центра мышцы-разгибателя при возбуждении центра мышцы-сгибателя. Установлено, что сила мышечных сокращений и напряженность внимания снижаются во время вдоха. В этот момент резко повышается возбудимость дыхательного центра, что и ведет к понижению возбудимости других отделов мозга. Вот почему максимальное физическое и умственное напряжение всегда происходит не во время вдоха, а тотчас же после. Нетрудно проследить, на какой момент дыхательных движений приходится удар топором. Попробуйте произвести это движение во время вдоха или перед его началом — вам это покажется очень трудным и неудобным. Попробуйте на короткое время напрячь внимание, прислушиваясь к чему-то или что-то разглядывая. И опять вы заметите, что это происходит после окончания вдоха, причем дыхание на некоторое время задерживается. Такое торможение деятельности мозга И. П. Павлов назвал индукционным в отличие от запредельного, которое появляется в клетке под влиянием ее сильного или длительного раздражения.
    
Индукция может проявляться и в том, что возбудимость нервных клеток повышается под влиянием возникшего в других участках мозга торможения. Днем зубная боль ощущается слабо, а ночью становится почти непереносимой. Это объясняется тем, что ночью на фоне торможения или резко сниженной возбудимости большей части мозга возбужденным остается тот его участок, к которому приходят импульсы от больного зуба. Под влиянием индукции возбудимость этого участка значительно усиливается.
Помимо взаимной индукции возбуждения и торможения, существенное значение для деятельности нервной системы имеет динамика этих процессов. Возбуждение, возникшее в том или ином пункте мозга, обычно распространяется, иррадиирует на другие его участки.
Работа мозга человека   
Если спящего человека громко окликнуть, в его мозгу, а именно в слуховой области коры больших полушарий, возникнет сильный очаг возбуждения, под влиянием которого начнет повышаться возбудимость двигательной и других областей коры — человек проснется, встанет. Монотонные звуки колыбельной песни, долго повторяющиеся, способствуют развитию торможения в слуховой области коры. Постепенно понижение возбудимости и полное торможение распространяется и на другие участки коры — наступает сон. Это пример иррадиации торможения.
    
Итак, иррадиация — это распространение по другим участкам мозга того состояния, в котором находится данный пункт, а индукция — появление в других участках противоположного состояния. Как правило, слабый очаг возбуждения или торможения не вызывает значительной индукции, что создает благоприятные условия для иррадиации. Чем сильнее очаг возбуждения или торможения, тем значительней проявляется индукция, которая препятствует иррадиации, а потому происходит концентрация возбуждения или торможения в первоначальном очаге.
    
Если человек слушает докладчика, который говорит непонятно, скучно, то в соответствующих участках коры больших полушарий будут возникать лишь слабые очаги возбуждения. В силу закона иррадиации возбудимость других участков коры повысится и в них легко будут возникать новые очаги возбуждения. Внешне это выразится в том, что человек начнет отвлекаться, ему будут приходить в голову посторонние мысли. Если же вы слушаете интересную лекцию, читаете увлекательную книгу, то очаги возбуждения могут оказаться достаточно сильными, чтобы создать мощную индукцию, иными словами, резко понизить возбудимость других участков мозга. В результате внимание у человека не рассеивается.
    
Однако при очень сильном очаге возбуждения или торможения возникает столь значительная иррадиация, что она преодолевает препятствия, создаваемые индукцией. В результате наступает общее возбуждение всей коры больших полушарий мозга. Человек, как принято говорить, «выходит из себя». Он может вспылить, а когда возбуждение пройдет, будет раскаиваться в содеянном.
Рефлекс «Что такое?»
     На высшую нервную деятельность человека, на его поведение всегда оказывает влияние окружающая обстановка, точнее говоря, все те многочисленные сильные и слабые раздражители, которые непрерывно действуют на органы чувств. Некоторые из этих раздражителей могут оказаться новыми, необычными. Человек обращает на них внимание: настораживается, прислушивается или приглядывается, задает вопросы. Реакция на такие раздражители называется ориентировочным рефлексом. И.П.Павлов называл их рефлексами «что такое?» Он писал, что у нас этот рефлекс идет чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентировку в окружающем мире.
    
Слабый, но не обычный раздражитель, как правило, оказывает большее влияние на деятельность мозга, чем привычные, часто повторяющиеся, хотя и более сильные раздражители. Вот почему работа легче спорится в привычной обстановке, когда необычные раздражители отсутствуют.
    
При переутомлении, а также при ослабленной нервной системе, например после болезни, люди часто становятся раздражительными. Для них новые, достаточно сильные раздражители крайне необходимы: вследствие индукции понижается возбудимость коры больших полушарий мозга и человек становится более спокойным. Врачи часто рекомендуют после болезни или нервных потрясений переменить обстановку, например поехать в дом отдыха или отправиться в туристский поход. Новые люди, незнакомые места, общение с природой — все это делает людей более спокойными.
    
И здоровым людям с сильной уравновешенной нервной системой необходимы новые впечатления, так как они повышают активность мозга. Красоты природы, памятники старины, достижения нашей эпохи, новые люди — все это расширяет не только кругозор, но и творческие возможности человека.
Автор этой статьи — врач. А от врача всегда требуют совета. Так вот он говорит: будьте сдержанны всегда и везде. Приучайте себя к проявлению внешнего спокойствия при всех условиях. Излишнее возбуждение, раздражительность - плохой советчик.
    
Наше поведение основывается на навыках, которые начинают образовываться с самого раннего детства: сначала простые, потом все более сложные. Новые навыки образуются в течение всей жизни. Человек всегда учится, познает новое. Такова уж его природа. Одни навыки закрепляются легко, другие с трудом. Вероятно, многие из вас когда-то учились кататься на коньках. Не всем это дается легко. Иным потребовалось немало усилий и терпения, чтобы, наконец, почувствовать себя свободно на льду. Но если навык приобретен, он не представляет труда для нервной системы, ибо в коре больших полушарий мозга вырабатывается прочная мозаика очагов возбуждения и торможения, возникающих и сменяющих друг друга в определенной последовательности. Такую строго отработанную деятельность коры И. П. Павлов назвал динамическим, то есть подвижным, стереотипом. Каждый новый динамический стереотип обогащает, совершенствует работу нашего головного мозга.
    
Поведение человека в обществе, его отношение к людям — также результат образования прочных стереотипов. Человек не родится ни вежливым, ни грубым, ни спокойным, ни раздражительным. У него в мозгу вырабатываются динамические стереотипы, он приобретает или, если хотите, воспитывает в себе навыки. Мы годами вырабатываем спортивные навыки, годами изучаем иностранный язык, совершенствуемся в своей производственной деятельности. Каждый человек может и должен выработать навык разговаривать спокойно, сдержанно, без раздражения.
Будьте всегда сдержанны! Это улучшает работу вашего мозга.
Категория: Рецепты отвары | Добавил: Igorane (01.11.2013) W
Просмотров: 2820 | Теги: рецепты, от болезней, народные средства, народные рецепты, болезней, лечение | Рейтинг: 0.0/0


Еще материалы

Способы лечения ...
Способы лечения ...
Живкость лекарст...
Живкость лекарст...
Арония черноплод...
Арония черноплод...
Леспедеца копееч...
Леспедеца копееч...
Лечения аллергии...
Лечения аллергии...
Лечение мятой и ...
Лечение мятой и ...
Корвяк скипетров...
Корвяк скипетров...
Родиола холодная...
Родиола холодная...
Метод К. Доронин...
Метод К. Доронин...

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: